Последнее время мы часто видим сады, решённые в монохромном цвете: красные, голубые, даже чёрные миксбордеры и цветники, но самые распространённые – белые.
Популярность обилия «решений в белом» можно объяснить с одной стороны богатством ассортимента растений с белыми цветами или листьями, а с другой стороны – обширностью цветовой палитры «белого». И хотелось бы заметить, что в ландшафтах белый – на самом деле не белый, а лишь оттенок белого, тяготеющий к розовому, голубому или жёлтому.
Когда мы создаём белый сад, то понимаем, что сознательно исключаем из своего арсенала один из самых мощных инструментов воздействия на зрителя – цвет. И что же нам остаётся? А остаётся нам не так уж и мало…
Цвет – это эмоциональная составляющая композиции. Он выражает настроение, создаёт образ, несёт скрытую символику. Белый цвет, хоть и считается ахроматическим, всё равно обладает средствами воздействия на зрителя.
Живописцам давно известно, что для создания образа большое значение имеет различие между тем, что видит глаз и тем, что возникает в сознании человека, смотрящего на ваше композиционное решение. Мы можем утверждать, что цвета воздействуют на нас положительно или отрицательно, и умение управлять этим эмоциональным процессом важно и для ландшафтного архитектора.
Одна из характерных черт цвета – это символика. Мы привыкли, что белый цвет – цвет праздника, торжества, чистоты и непорочности, а в традиционной культуре Востока белый – цвет траура. Но это не выражение печали, как чёрный цвет у европейцев, а некий инструмент помощи в достижении умершим верховного царства.
Исключение хроматических (цветных) красок – характерно для эстетики Востока. Чёрный и белый перестают быть просто цветами, приобретая иное значение. Искусство рисования тушью – яркая иллюстрация. В этом монохромном мире, наполненном особым художественным аскетизмом, отношения выстраиваются на основе утончённого чувства цвета и тона.
В Японии XII-XVI века в жанре монохромной живописи работало огромное количество художников. В их работах «безмятежность белого пространства» более выразительна, чем многие яркие цветовые решения.
Символизм искусства Камакура и Асикага, «скупая кисть», «умеренность туши». Принцип «невыражения» – результат осознания невозможности передать всю яркость и сложность цвета и поэтому отказ от него. Здесь мы понимаем, как проявляется философия концепции категорий красоты «Ваби» в Японской традиции: уединение, бедность, простота.
Но при этом, смотря на чёрно-белые решения художников, мы постоянно ощущаем внутреннее присутствие цвета, вступая в диалог с художником, в некое соавторство, чувствуя, что клёны – оранжевые, а хризантемы – золотые.
Скупость цветового решения монохромного сада, приглашает зрителя к диалогу с садом и с мастером, его создавшим, как приглашает нас к такой же беседе мастер «скупой кисти», живший несколько веков назад.
Чтобы успешно работать с монохромным решением в цветнике, мы должны учесть некоторые моменты.
Вот некоторые из них:
- Тональные отношения.
Внутри композиции тональные отношения должны быть построены в строгой иерархии, упорядочены. Без этого невозможно создать гармоничное решение и воздействия на зрителя не произойдёт.
Тон – это колебания в пределах одного цвета. Если взять идеально белый и глубокий чёрный, то между ними будет расположена область серых тонов. Так возникает понятие тонального масштаба. Для каждого решения берётся свой условный тональный масштаб. Чтобы «свести концы с концами», дизайнер должен ещё на стадии эскиза сделать себе тональную шкалу
с подписанными названиями растений при каждом переходе из оттенка в оттенок.
Профессионал обычно держит шкалу «в голове», но это очень полезная шпаргалка. Характер тонального масштаба определяется задачей, которую поставил перед собой автор. Если стоит задача создания динамичной, интенсивной композиции, то необходимо подобрать растения максимально контрастные друг к другу. Очень важно также выделить тоном центр композиции, сделав его самым светлым, или наоборот, самым тёмным. Если ваша задача создать мягкую, тонкую, нюансную композицию, то постарайтесь, чтобы близкие по тону растения не поселились рядом друг с другом, «разбейте» их белым или тёмным, иначе ваша композиция будет казаться монотонной и скучной.
2. Понятие гравитации. Светлое и тёмное.
На наше восприятие композиции влияет такое понятие, как гравитация. Благодаря этому понятию мы чувствуем нижний край композиции. Нижняя часть композиции всегда кажется нам плотнее, устойчивее.
Светлые и тёмные тона воздействуют на нас по-разному. Природа учит нас, что тёмные всегда внизу, а светлые наверху.
Если изменить этот порядок, возникают интересные оптические иллюзии и парадоксы.
Так, например, если добавить в цветник белый, он будет смотреться гармоничней и воздушней и как бы «подружит» даже не очень совместимые цвета.
3. Белый в сумерках.
А знаете ли вы, что белый цвет обладает магическим свойством становиться заметным, ярче остальных, в сумерках? Такими же свойствами обладают все «разбелённые» цвета, поэтому необходимо помнить, что гармония в саду достигается всегда, когда каждый уголок сада декоративен в разное время суток. Добавляйте белый в сад, даже если сад не монохромен.
4. Несколько слов об ассортименте растений.
А каким же образом привнести белый цвет в свой сад? С удовольствием рассказываем.
Во-первых, основной из способов добавить белый – это использование белоцветущих растений, например, таких как розы.
Вот самые известные сорта белых роз:
a) чайно-гибридные розы: Полар Стар, Аваланш, Доломити, Уайт Кристмас, Паскали, Метрополитен, Маунт Шаста, и т.п.; самые известные из группы флорибунда: Ла-Палома, Уайт Роудраннер, Уайт Букет;
b) плетистые розы: Уайт Дороти Перкинс, Айсберг, Талия, Сноу Гус;
c) почвопокровные сорта: Арктика, Немо, Свон Ковер, Справедливая Бианка;
d) парковые розы: Мартин Фробишер, Сэр Томас Липтон, Эквадор, Мадам Харди, а также шиповник колючейший или роза бедренцелистная.
Ещё одни фавориты белых садов – это пионы. Вот сорта белоцветущих пионов: белый Айсберг, Биг Бой, Чарльз Уайт, Боул оф Крим, Каррара.
ополнить сад белыми цветами ранней весной помогут пушкинии, белые крокусы, галантусы.
Прекрасны ирисы бородатые белого цвета: сорта Сноу Куин, Арктик Санрайз; ирисы сибирские: сорта Суон ин Флайт, Белиссима, Наташа; ирис германский Бианка.
Очаровательно цветение белоцветущих кустарников: спиреи сливолистной, спиреи Вангутта, спиреи серой, спиреи трёхлопастной, чубушника венечного и чубушника Лемуана, калины обыкновенной, особенно сорта Бульдонеж, сирени обыкновенной сортов Мадам Казимир Перье, Московская красавица, Мадам Лемуан, Рочестер, Флора, Дельбара, гортензии метельчатой, гортензии древовидной, лапчатки кустарниковой Абботсвуд.
Во-вторых, не забываем, что помимо белоцветущих растений, есть большое количество пестролистных – «вариегатных» форм декоративно-лиственных растений. «Вариегатность» или пестролистность – это наличие у растений наряду с обычными клетками, клеток, не способных синтезировать хлорофилл. У подобных растений преобладает белый цвет в листовых пластинках, и такие растения, высаженные в куртины, создают иллюзию «белого облака».
А вот список растений с сизыми и белыми оттенками листьев: лох серебристый, дёрен сибирский (сорта Элегантиссима, Сибирская жемчужина), облепиха, чистец шерстистый, полынь горькая или серебристая, анафалис жемчужный, вариегатные сорта живучки и сорта хосты с белым окрашиванием.
Травянистые растения, которые подходят для организации белого сада: цинерария морская, петуния, лобелия, вербена, алиссум, иберис с белым цветами; поповник обыкновенный, астра, хризантема, георгина, бруннера Джек Фрост. Все эти растения создают не только иллюзорно более глубокие перспективы, но и расширяют пространство сада.
В-третьих, для создания белого сада можно использовать белоствольные растения. В климате северо-запада, это безусловно берёза повислая и берёза пушистая.
Фоны в белых садах можно создать за счёт газонов из клевера белого. Установив белую мебель, перголы, арки, использовав тротуарную плитку, изготовленную на белом цементе, а также применив белые отсыпки из декоративных инертных материалов, таких как мраморная крошка, вы легко создадите белый сад.
Будем очень рады посодействовать расширению вашего «ландшафтного кругозора» при прохождении курса обучения в нашей Школе Ландшафта «Ландшафт. Дизайн. Архитектура», а за растениями приглашаем в питомник Зелёная гостиная.
Всегда ваши, педагоги Школы ландшафта «Ландшафт. Дизайн. Архитектура»
Наталья Зазерская,
Екатерина Шабурова.